Международный Союз Боевых Искусств боевые искусства, джиу-джитсу rss-канал новостей МСБИ rss-канал новостей МСБИ на главную

Персональный сайт Иосифа Борисовича Линдера

Коллективный член МКТА

Блог И.Б. Линдера на Яндексе


 
 

Самураи

Самурай проверяет катана перед боем
Самурай проверяет катана перед боем

Самурай никогда не расставался со своим оружием, кроме тех случаев, когда удостаивался аудиенции у императора или сегуна. Самураи низших рангов обязаны были оставлят катана при входе в резиденцию удельного князя дайме. Мечи всегда оставались в ножнах, так как их обнажение расценивалось как угроза и обычно заканчивалось сертью неосмотрительного самурая. Вассалу под страхом смерти запрещено было под страхом смерти класть меч или копье в том направлении где располагалась резиденция господина.

Со времен эры богов главный атрибут арсенала самурая - меч являл собой не просто оружие, но дар свыше, одну из священных регалий власти, с поэтичным названием "меч Небесных густых облаков", данный богиней Аматэрасу первому земному правителю.

На ранних этапах истории Японии меч воина кэн или цуруги был двуручным и тяжелым и носился за спиной, прикрепляясь наискось. Вес и неудобство такого оружия диктовали создание более совершенного его вида. И в период Хэйан (794-1192), ко времени зарождения самураев, такое оружие было изобретено и почти не менялось на протяжении всей истории. По преданию, некий Амакуни, живший в конце VII - начале VIII века, придумал разделить обоюдоострый кэн на две части - так получился японский меч, называемый катана. В более ранние периоды, Яей (200 до РХ - 300) и Ямато, все оружие хранилось на "складе" (особой обособленной постройке) и выдавалось воинам лишь в случае нападения неприятеля или перед военным походом. А уже со времени периода Хэйан, когда жизнь человека всецело зависела от его меча, оружие стали держать дома, располагая его ночью обычно у изголовья - так до него было легче дотянуться.
На фотографии 1890 года: японцы в костюмах пехотинцев-"асигару" вооружены катана и нагината
Очень важное место в снаряжении воинов с глубокой древности занимали лук и копье (достаточно вспомнить эпизод создания самих Японских островов). Кроме простых копий яри, длина которых достигала 6,5 метра, широко применялись копья, подобные вилам с загнутыми концами, - кумадэ ("медвежья лапа"), трезубцы магари-яри ("изогнутое копье"), у которых боковые лезвия были расположены под прямым углом, содэ-гарами ("цепляющее за рукава") - шест с железным навершием, напоминающим еловые ветки. Особого упоминания заслуживает нагината - оружие, которое принято называть алебардой. Однако алебарда - это, скорее, топор на шесте, а нагината можно сравнить с мечом на очень длинной ручке. Его острый клинок мог достигать полутораметровой длины. Особое распространение нагината получила у придворных дам сегуа, владеющих искусством молниеносно отражать внезапные нападения на своего господина, а также у монахов-воинов - отдельной военной силы, попортившей немало крови крупным и мелким феодалам. На фотографии 1890 года: японцы в костюмах пехотинцев-"асигару" вооружены катана и нагината.

С древнейших времен и до наших дней производство мечей всегда было делом священным и скрытым от посторонних глаз. Даже сегодня кузнецы, изготавливающие это оружие, считаются национальным достоянием и, как хранители традиции, получают от государства дотации. В прошлом же эти люди безмерно уважались и почитались почти как культовые личности. Создателями мечей могли быть лица только благородного происхождения. Поскольку мечам придавались магические свойства и присваивались имена, работа всегда начиналась с ритуала очищения кузницы и самого кузнеца. Трудоемкий и крайне сложный процесс ковки мог занимать годы непрерывного труда. Сталь выплавляли из магнитной железной руды и железистых песков, потом полоски металла с различным содержанием углерода накладывали одну на другую, получая тем самым стальной брусок, состоящий из тысяч тончайших слоев. После ковки и закалки производилась шлифовка и полировка, причем окончательной доводкой клинка нередко занимались синтоистские священники. Все стадии изготовления были настолько сложны, что иногда вместе с именем мастера на ручке клинка ставилось имя закальщика или полировщика. Работа считалась законченной после испытания меча на разрубание, которое называлось "пробным ударом" - тамэси-гири. Для пробы меча использовали трупы. В идеале меч должен был с легкостью разрубать три тела, лежащих друг на друге. Иногда тамэси-гири доверяли палачам, приводящим в исполнение смертные приговоры, или, как в период Токугава, специальным агентам. Однажды преступник перед казнью через тамэси-гири сказал палачу: "Если бы я только знал, что умру именно так - я бы наелся камней и напоследок испортил этот великолепный клинок!".

В зависимости от того, как был выкован клинок, он мог приносить благо и верно служить своему хозяину, или, наоборот, "сам ранил" своего владельца. Чтобы отличить подделку от произведения настоящего мастера, были созданы экспертные комиссии, проверявшие качество и выдававшие сертификат с описанием клинка и его "легендой". В XII веке такие сертификаты поступали к сегуну в количестве всего 100 листов в год. Позже, в эпоху войн и беззакония, когда воинами были едва ли не все жители страны и каждому из них нужно было добыть себе оружие, материальная ценность мечей упала, но они по-прежнему оставались душой самурая, его естественным продолжением. Мечи, стоившие целое состояние, береглись и ценились превыше всего, передаваясь по наследству. На ножнах ставился фамильный герб владельца, а сами они оборачивались в тигровую, оленью или медвежью шкуру для защиты клинка от дождя и снега. В период господства сегунов Асикага (1333-1391) в сословии самураев зародилась традиция ношения двух мечей: большого - катана и малого - вакидзаси. Как правило, кузнецы выковывали оба эти меча сразу в качестве комплекта. Большой имел длину от 63 до 80 см и использовался для ведения боя, малый - от 35 до 60 см - применялся для отрубания трофейных голов и совершения обряда ритуального самоубийства харакири. В ножны катана через гарду вкладывались небольшие ножи - когатана, а также когай. Первый обычно использовали в качестве хозяйственного во время походов или как оружие для метания, второй - в качестве заколки для волос, палочек для еды, его также втыкали в голову убитого врага для определения победителя. В период Сэнгоку ("воюющих провинций") малые мечи вакидзаси могли носить и люди других сословий. Запрет на ношение такого оружия распространялся лишь на внесословных - париев. Некоторые паломники, отправляясь в далекое путешествие, носили в ножнах монеты на покрытие расходов, а в эфесе размещали кисть для письма. 29 августа 1588 года сегун Тоетоми Хидэеси издал указ, получивший в народе название "охота за мечами", призывавший дайме (крупных военных феодалов) конфисковывать находившееся у простого населения оружие, а народ сдавать его, поясняя, что полученный металл пойдет на изготовление болтов и заклепок для отливавшейся в то время статуи Будды. Этот шаг, как и запрет Токугавы Иэясу на ношение мечей лицами не самурайского происхождения, ограничили круг владельцев мечей и четко выделили самураев как сословие.

Кирилл Самурский

<<< Из истории боевых искусств



Для занимающихся в Центральной школе джиу-джитсу и кобудо:
Бесплатное оформление международных будо-паспортов; бесплатные внутренние экзамены; бесплатное участие во внутренних мероприятиях; льготное участие в международных мероприятиях.

Контакты Московское представительство МКТА: Адрес: 125167, Москва, а/я 15, Линдер
Романова Татьяна Александровна
Тел: 8-916-603-77-13
E-mail: imau.sport@ictta.ru
Лактионова Елена Викторовна
Тел. (495) 922-9339
E-mail: training@ictta.ru


Президент МСБИ — Линдер Иосиф Борисович
 

Яндекс цитирования
Rambler's Top100